Председатель Новосибирского союза журналистов Яков Самохин заметил, что не видит противоречия в двух подходах — признания домов аварийными и установления санитарной зоны кладбища, при попадании в которую жилые дома подлежат расселению. Тем более, что, как сообщил на круглом столе Михаил Михайлов:
«В период с ноября 2021 по февраль 2022 года, то есть после того, когда городская прокуратура обратилась с иском к мэрии в Ленинский райсуд, к четырем земельным участкам, которые занимало Клещихинское кладбище, присоединили еще несколько. Тем самым его площадь увеличилась с 39,4 до 110 га — об этом мне официально сообщили в мэрии. Кроме того, под кладбище отвели еще 75 га, переданных мэрии на основании распоряжения губернатора № 125 от 29 марта 2022 года. То есть площадь «Клещихи» теперь составляет 185 га, а объекты более 40 га имеют первый класс опасности с санитарной зоной 1 000 метров». В каковую зону уже точно попадают все дома по улице Малыгина.
Но вот — и тут придется возвратиться к прецедентному прошлогоднему ноябрьскому решению Ленинского районного суда — как мэрия и Роспотребнадзор оформят эти дополнительные участки? Зафиксированный судом факт искусственного дробления территории единого Клещихинского кладбища на отдельные участки способствовал лишь одному — установлению вокруг них маленьких санитарных зон. Что приводило к свободе ведения различной хозяйственной и предпринимательской деятельности на территории, примыкающей к кладбищу. Той территории, на которой, будь она признана санитарной зоной второго или первого класса опасности, автоматически таковую деятельность требуется прекратить по закону. И с которой, по закону же, необходимо расселить людей.
Как пояснил председатель комиссии по муниципальной собственности Совета депутатов города Новосибирска Сергей Бондаренко, ситуация с дроблением Клещихинского кладбища на участки, и соответствующего установления мэрией и новосибирским управлением Роспотребнадзора маленьких санитарных зон вместо единой большой санитарной зоны, не уникальна.
Данная практика применена и на других городских кладбищах.
И потому напрашивается вывод, что такая практика применялась намеренно и умышленно. Потому что ненамеренно и неумышленно раздробить территорию единого объекта большой степени опасности на объекты меньшей степени опасности, просто невозможно. А оттого на круглом столе не получил ответа, но вызвал задумчивость прокуроров вопрос — как они относятся к сообщению сенатора Андрея Клишаса о предложении внести в УК РФ статью о вредительстве? Хотя, впрочем, действия по намеренному уменьшению санитарной зоны опасного объекта могут попасть под несколько вполне себе действующих статей Уголовного кодекса. Просто в случае намеренности таких действий или ненамеренности, статьи эти могут быть разными.
Ну а вопрос — почему, собственно, и в интересах чего чиновники мэрии занимаются судебными тяжбами с прокуратурой вместо того, чтобы исполнять решение суда об установке единой санитарной зоны Клещихинского кладбища, на круглом столе остался без ответа. Ведь чиновники, отвечающие в мэрии за кладбища, находились в заслуженном от этого тяжкого труда отдыхе. Разве что Мария Сидорова сообщила о необходимости проведения для установления параметров защитной зоны сложных и многообразных замеров и исследований. И, наверняка, хотя Мария Юрьевна этого и не озвучила, исследований весьма дорогостоящих для бюджета.
Круг третий: рынки и мигранты Про это на круглом столе упомянули вкратце. Во-первых, потому что данная тема почему-то вызвала очевидное неприятие представителя прокуратуры Новосибирска Марины Ящук. Ранее заявившей, что полигон, кладбище, рынок и мигранты останутся. Во-вторых, тема эта во всех подробностях — от отсутствия санитарного контроля, кассовых аппаратов, накладных, торговле с асфальта, потоков черного нала до огромного количества мигрантов, отходов, мусора и даже незаконных скотобоен — уже
обсуждалась на предшествующих круглых столах. Жители и общественники сообщили, что деятельность Хилокского рынка привлекла на соседний земельный участок желающих создать там так называемый Малыгинский рынок. Деятельность которого сейчас опротестовывается прокуратурой в Новосибирском районном суде. Ну а, в-третьих, этот круг накрепко связан с кругом вторым — санитарной зоной Клещихинского кладбища. Поскольку сколь ни тянутся апелляции чиновников мэрии, но при установлении 500-метровой санитарной зоны рынки в нее попадут и должны быть закрыты. А мигранты, когда им негде станет работать, из Хилокского треугольника уедут. Точно так же, как съехали из МЖК после закрытия старшей сестры «Хилка» Гусинобродской барахолки.
Однако о том, что нацеленность чиновников на длительные судебные тяжбы велика, свидетельствует и еще один косвенный факт. Весной нынешнего года мэрия выдала торговому центру «Хилокский» разрешение на строительство пяти торговых корпусов общей площадью более 3 тысяч квадратных метров. Ну а выдавать разрешение на строительство, будучи обязанным сделать эту территорию санитарной зоной кладбища, по меньшей мере некорректно.
Прелюдия к УК Итоги круглого стола показали всю странность и однобокость диалога. Да, декларативно и чиновники, и прокуроры сочувствуют жителям Хилокского треугольника. Да, прокуратура подает в их интересах иски в суды, и даже эти иски выигрывает. Но при этом очевидно считает, что единственный выход — расселить людей, оставив все то, от чего они страдают, на местах. И столь же очевидно, что чиновники решения судов не исполняют, втягиваясь в многомесячные, и, скорее всего, многолетние судебные тяжбы. Ну а история с дроблением кладбищенских земель абсолютно очевидно указывает на намеренность и умышленность уменьшения санитарных зон опасных для жизни и здоровья людей объектов. Что явно противоречит произнесенным на круглом столе словам представителя прокуратуры Марины Ящук. Сказавшей, что в соответствии с федеральным законодательством главная задача муниципалитета — забота о благополучии людей.
И потому, видимо, 12 июля 2022 года в Новосибирске произошло еще одно событие, связанное с Хилокским треугольником.